Российские разработчики нашли новый способ персонализированной проверки «Я не робот», основанный на повторении графического изображения. Такая капча решается быстрее, чем выбор предложенных картинок или введение текста, что повышает лояльность пользователей к сервису, а в бизнесе способствует увеличению продаж. Об этом сообщил автор проекта sCaptcha – победитель трека «Информационные технологии» и суперфиналист четвертого сезона конкурса управленцев «Лидеры России» Андрей Анисимов из Москвы.
«Для защиты сайтов от ботов и автоматических систем мы предлагаем другой подход: чтобы доказать, что ты не робот, надо на сенсорном экране или с помощью компьютерной мыши повторить простую геометрическую фигуру. Затем искусственная нейронная сеть сравнит координатно-временные характеристики картинки с исходными данными и выдаст решение: это нарисовал робот или человек. Пределы доверительного диапазона для каждого шаблона определены методом машинного обучения на основе тестовых изображений», – отметил он.
Осенью 2022 года разработчики подали заявку в Федеральную службу по интеллектуальной собственности на получение патента на изобретение и практически одновременно стали резидентами фонда «Сколково», где собираются продолжать научное развитие проекта и заниматься маркетинговым продвижением ИТ-продукта. «Такого подхода, как у нас, с графической проверкой капчи на мировом рынке не существует, поэтому мы решили запатентовать свою идею в России и уже вместе со «Сколково» заняться получением международного патента, в первую очередь, для работы в странах ЕАЭС. Вывод sCaptcha на российский рынок запланирован в 2023 году», – сообщил Андрей Анисимов.
Он пояснил, что в России в основном используются капчи Google: они установлены более чем на 300 тысячах сайтов, а это 95 % всего рынка. Отечественные решения «Я не робот» разрабатываются для внутреннего использования на сайтах крупных сервисов, таких как «Госуслуги» и «Ростелеком». По словам Андрея Анисимова, единственная российская капча, которая предусмотрена для встраивания на другие сайты, создается компанией «Яндекс», но она связана с повторением текста.
«Мы позиционируем себя как качественный импортозамещающий ИТ-продукт для России, спрос на который диктует геополитическая обстановка. Сейчас в стране нет решений, которые позволят быстро справиться с проблемой в случае отключения иностранных сервисов. Да и без того наблюдается значительный рост числа кибератак на органы власти, бизнеса, промышленные объекты России, что поднимает требования информационной безопасности на очень высокий уровень», – считает Андрей Анисимов.
Сферы применения sCaptcha могут быть самыми различными, включая электронную коммерцию, финансовые технологии, индустрию туризма, стриминговые сервисы и онлайн-игры. Еще одним конкурентным преимуществом нового ИТ-продукта в бизнесе может стать использование в качестве рекламы. «Сами фигуры, которые пользователю необходимо повторить, могут быть связаны с какими-либо брендами и отражать начертание логотипа или аббревиатуру. Например, потребуется нарисовать буквы ЛР при входе в личный кабинет «Лидеров России». Поэтому в перспективе мы рассматриваем использование нашей капчи в рекламных целях. Такого сейчас тоже нет», – подчеркнул разработчик.
Идея создания графической капчи возникла у Андрея Анисимова в 2020 году. Вместе с ним над проектом работает профессиональная команда, в том числе бэкенд-разработчики, фронтенд-разработчики, бизнес-девелопер. В 2021 году был получен грант на проведение научных исследований от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Сейчас завершена основная разработка капчи и проведены тестирования.
«Я представил проект sCaptcha вице-президенту «Лаборатории Касперского» Вячеславу Закоржевскому, который также был победителем трека «Информационные технологии» четвертого сезона конкурса «Лидеры России», и мы нашли потенциальные точки сотрудничества», – рассказал Андрей Анисимов.
В четвертом сезоне конкурса управленцев «Лидеры России» (2021-2022 годы) на участие в треке «Информационные технологии» было подано 16 тысяч заявок со всей страны: 37 человек стали победителями трека, 18 из них вошли в число победителей конкурса.