Махачкалинский морской торговый порт планирует плотнее встраиваться в систему международного коридора «Север – Юг», обеспечивающего транспортную связь между государствами Европы и Азии через страны Прикаспийского бассейна. До конца 2022 года предприятие планирует расширить объем перевозок с республиками Каспийского региона, который в последние годы был серьезно секвестирован.
«Вследствие санкций недружественных стран происходит перестраивание логистических цепочек, и мы готовимся к тому, что большой грузопоток в Россию пойдет через Казахстан и Иран. Нам необходимо наладить паромную автомобильную переправу, чтобы стабильно отправлять и принимать фуры морским путем. Номер один для нас – маршрут в Бендер-Энзели или Амирабад в Иране, Актау в Казахстане и, возможно, будет Азербайджан. Запустить паромное сообщение с этими государствами планируем до конца года», – уточнил Хаджи-Мурад Абашилов.
Сегодня прорабатываются все жизнеспособные варианты торговых маршрутов и возможности встраивания махачкалинского порта в новые логистические цепочки. «Например, часть перевозок из юго-западного Китая может быть налажена через Индию, Персидский залив, Иран, далее по «железке» до Каспийского моря и затем в Махачкалу и Астрахань. Для нас это один из вариантов, если вдруг возникнут вопросы по транспортировке через Казахстан», – пояснил он.
По итогам 2022 года Махачкалинский морской торговый порт также нацелен увеличить вдвое объем работы своей сухогрузной гавани, в первую очередь, за счет полноценного запуска контейнерных перевозок. «Мы находимся в ключевой точке транспортного потока «Север – Юг», а отправлять контейнеры для нас было технической проблемой. Но мы этим занимаемся, и буквально неделю назад приняли первый контейнер, растаможили, выдали и теперь уверены, что можем наладить эту работу», – сообщил Хаджи-Мурад Абашилов.
Именно контейнеры считаются самой удобной формой сборных и мультимодальных перевозок, то есть выполняемых разными видами транспорта, например, автомобильным, морским и железнодорожным. «Весь мир уже перешел на контейнерные грузоперевозки. Конечно, нефть и зерно экспортируются судовыми партиями в тысячи тонн, и порту удобно с этим работать. Но другим нашим экспортерам, которые поставляют овощи, фрукты, товары народного потребления, стройматериалы, необходимо обеспечить возможности для транспортировки их грузов в контейнерах», – пояснил Хаджи-Мурад Абашилов.
Победитель «Лидеров России» отметил, что с февраля 2022 года произошло изменение в составе грузоперевозок, осуществляемых через Махачкалинский торговый порт. «После начала СВО Туркмения перестала отгружать нефть через наш терминал, что привело к существенному снижению доходов. Но мы решили сосредоточиться на развитии живого товарооборота. Из новых тенденций – резкое увеличение поставок цемента из Ирана и экспорта зерна из России, почти в полтора раза, – сообщил он. – Сейчас идут консультации с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь об экспорте товаров, например, удобрений, через наш порт в страны Азии».
Еще одна приоритетная задача, которую предстоит решать оперативно, это налаживание работы зернового терминала Махачкалинского торгового порта. «Пока перевалка зерна осуществляется старым дедовским способом, то есть все идет практически спонтанно и вручную. Наша задача – наладить прогнозирование и планирование в зерновом терминале», – подчеркнул Хаджи-Мурад Абашилов.
Победитель конкурса управленцев «Лидеры России» признается, что адаптироваться в отрасли морских грузоперевозок ему удалось легко, тем более новый функционал перекликается с предыдущей деятельностью в Агентстве по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан: «Сейчас моя задача – привлечение новых клиентов, расширение номенклатуры грузов, развитие новых направлений деятельности порта и встраивание в коридор «Север – Юг». В Агентстве я также занимался созданием транспортных цепочек и оптовых логистических центров, но преимущественно для сухопутного транспорта и малых предпринимателей. А здесь уже другой масштаб».
Махачкалинский морской торговый порт – единственный незамерзающий и глубоководный порт Российской Федерации на Каспии. Обеспечивает транспортное сообщение юга России с государствами Каспийского региона – Ираном, Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном – а также другими странами Средней Азии и Закавказья.