Аэрокосмическая корпорация «Новый космос» приступает к этапу проектирования первого радиолокационного спутника России. Малый космический аппарат «Окулус» (лат. oculus – глаз) положит начало созданию российской орбитальной спутниковой группировки, предназначенной для круглосуточного всепогодного мониторинга Северного морского пути и Арктики.
«Проведена научно-исследовательская работа, инвестированы средства в разработку и расчеты, пройден ряд технических защит проекта у госкорпораций – потенциальных потребителей снимков, и есть понимание облика космического аппарата», – сообщил в преддверии Дня космонавтики победитель первого сезона конкурса управленцев «Лидеры России», генеральный директор АК «Новый космос» , амбассадор конкурса «Цифровой прорыв» Антон Алексеев.
6–8 апреля 2022 года макет аппарата в масштабе 1:10 будет представлен на XVII Всероссийском форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в инновационном центре «Сколково» на стенде Минобрнауки России.
По оценке Антона Алексеева, на создание «Окулуса» потребуется около четырех лет. В течение ближайшего года специалисты планируют разработку технической документации и аванпроекта, что позволит приступить к созданию летного образца и последующим испытаниям. Срок активной работы «Окулуса» на орбите сможет достигать пяти-семи лет.
Антон Алексеев сообщил, что для реализации проекта собрана сильная команда профессионалов отрасли со стажем от 10 лет в сфере бортовой радиолокации. А для создания макета космического аппарата, самого спутника и проведения полного цикла испытаний потребуется производственная кооперация более чем 20 научных и промышленных предприятий страны.
При сборке «Окулуса» будут максимально использованы отечественные компоненты. А в программном обеспечении планируется применение методов машинного обучения (алгоритмов искусственного интеллекта), что позволит давать более точный прогноз развития ледовой обстановки по накопленным и наблюдаемым данным.
Он подчеркнул, что запуск «Окулуса» и затем орбитальной группировки из нескольких космических аппаратов внесут весомый вклад в технологический суверенитет России. «По своим характеристикам разрабатываемый аппарат не будет уступать аналогам, которые есть у США (Capella Space), Финляндии (ICEYE), Японии (StriX-α) и Китая, – уточнил он. – Нам крайне важно самостоятельно вести постоянный мониторинг Северного морского пути и всего Арктического региона. Запуск отечественного спутника и группировки обеспечит безопасность судоходства и объектов нефтегазовой промышленности, позволит достичь импортозамещения в сфере дистанционного зондирования Земли и создать российский источник информации об изменении ландшафта, ледовой обстановки, движении объектов для целого ряда компаний и государства. Старт этого проекта – решение задачи национального суверенитета».
Антон Алексеев пояснил: в созвездии предполагается работа минимум трех аппаратов, «что позволит вести мониторинг практически круглосуточно и в реальном времени».
Работы по созданию первого российского радиолокационного спутника для мониторинга Северного морского пути и Арктики начались в Год науки и технологий. В 2021 году концепция проекта представлена при поддержке Центра космических технологий «Арктурус» Минобрнауки России на Международном форуме «Армия», Фестивале науки и технологий «Техносреда» и Конгрессе молодых ученых.
В сентябре 2021 года Президент России Владимир Путин в рамках Восточного экономического форума обратил внимание на необходимость запустить по Севморпути контейнерную линию на регулярной круглогодичной основе, а также поставил задачу увеличить объем перевозок по СМП до 80 млн тонн к 2030 году.
В марте 2022 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин призвал продолжать развитие Северного морского пути в условиях западных санкций. Востребованность маршрута российским бизнесом может резко вырасти на фоне разворота Москвы на азиатский рынок.
Северный морской путь – судоходный маршрут, главная морская коммуникация в российской Арктике. Он проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана и соединяет европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Длина пути составляет 5,6 тыс. км от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения.