Лидеры России
5 ОКТЯБРЯ 2020
Учителя-Лидеры России рассказали о роли преподавателя и развитии образования в стране
Среди суперфиналистов третьего сезона конкурса «Лидеры России» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» больше всего представителей сферы образования и науки – 42%. В день учителя о своем педагогическом опыте и перспективах российского образования рассказали заведующий научно-исследовательской лабораторией, директор экономического лицея, начальник управления науки, проректор ВУЗа, директор техникума, начальник отдела перспективных исследований и замруководителя Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей.

Победитель конкурса «Лидеры России 2020» Людмила Некрасова из Новосибирска 17 лет работает учителем биологии и 2 года занимает должность директора Экономического лицея. Людмила выросла в педагогической семье – ее бабушка всю жизнь работала директором школы и учителем немецкого языка, поэтому еще с раннего детства победитель третьего сезона конкурса «Лидеры России» была погружена в школьную атмосферу и знала, что тоже станет учителем.

«На мой взгляд, профессия учителя – это самая нескучная работа на свете. Все классы разные, каждый ребенок – особенный, в чем-то сложен, в чем-то интересен, в чем-то забавен. Ни один наш день, ни один урок не похож на другой. Наверное, со стороны это незаметно, но для нас учебный год пролетает в ускоренном режиме. И за счет того, что это очень интересная, очень насыщенная событиями, яркая профессия, она ускоряет темп жизни и делает ее интересной», – признается директор экономического лицея.

За годы работы в лицее Людмила приняла участие во многих конкурсах для педагогов: в 2012 году она стала победителем городского и областного конкурса «Учитель года», финалистом всероссийского конкурса «Учитель года – 2012». Также Людмила Некрасова в 2012 и 2018 годах победила в конкурсе лучших учителей Российской Федерации, организованного в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». В 2015 году стала лауреатом премии «Лучший педагогический работник Новосибирской области». В 2018 году – лауреатом всероссийского конкурса iУчитель, организованного «Рыбаков Фонд». В этом году директор и команда педагогов Экономического лицея стали победителями от Сибирского федерального округа в конкурсе президентской платформы «Россия – страна возможностей» – «Учитель будущего».

«Руководитель школы и преподаватель, прежде всего, должен быть стратегом, потому что образование имеет отложенный результат. Мы не можем здесь и сейчас понять, насколько хорошо мы воспитали ученика, насколько хорошо мы его научили. Пройдут годы, и, когда наступит момент, этот результат будет виден учеником и нами. Поэтому в этом смысле учитель – это человек, смотрящий в будущее, совершающий действия сейчас ради того дальнего перспективного результата. Думаю, это и есть ничто иное как стратегическое мышление. Второе – эмоциональный интеллект. Учитель должен чувствовать людей, уметь действовать в соответствии с ситуацией, с особенностями психологического состояния, с особенностями настроения. Мне кажется, это важные умения, которые важны и учителям, и руководителям в сфере образования», – поделилась Людмила Некрасова.

Суперфиналист конкурса «Лидеры России 2020», кандидат технических наук, начальник отдела прогнозирования перспективных исследований и разработок авиационно-космической техники ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт им. С. А. Чаплыгина» Дмитрий Смирнов из Новосибирска преподает в Аэрокосмическом лицее им. Кондратюка и на кафедре самолето- и вертолетостроения в Новосибирском государственном техническом университете.

В 2006 году Дмитрий закончил факультет летательных аппаратов Новосибирского государственного технического университета, специальность «Самолето- и вертолетостроение». В 2012 году после успешной защиты кандидатской диссертации он был назначен начальником отдела перспективных исследований и разработок авиационно-космической техники СибНИА им. С. А. Чаплыгина и занимался разработкой Стратегии развития СибНИА на 2013-2017 гг. Сегодня институт СибНИА является одной из основных системообразующих научно-исследовательских организаций, занимает лидирующие позиции на российском рынке научной и инновационной продукции в области авиастроения. «На нашем предприятии на регулярной основе для ребятишек из средних образовательных учреждений проводятся экскурсии по научно-производственным подразделениям института, а также выездные встречи наших ведущих специалистов в школы для проведения уроков профориентации и наставничества. Мы можем и должны внести посильный вклад в целенаправленное воспитание детей, чтобы помочь им понять, что они не предоставлены сами себе, а являются неотъемлемой частью и будущим нашего общества, и, в частности, нашей инженерной профессии», – утверждает Дмитрий Смирнов.

Параллельно с основной трудовой деятельностью ученый с 2009 года стал работать в НГТУ, сначала ассистентом, а с 2013 года в качестве доцента кафедры самолето- и вертолетостроения. С 2016 года Дмитрий преподает основы механики в Аэрокосмическом лицее им. Ю.В. Кондратюка. По его словам, процесс обучения студентов и школьников предоставляет педагогу возможность взглянуть на знания с несколько другой точки зрения – обобщить их, структурировать, чтобы доступнее донести незнакомую и довольно сложную информацию до аудитории, что позволяет вырасти в профессиональном плане.

«Мне очень приятно, что посильный труд мой и моих коллег по воспитанию подрастающей молодежи не проходит зря, и с каждым годом всё больше выпускников выбирают в качестве профессии авиастроение, а инженерное дело в целом опять становится престижным. Десятки ребят, у которых я в свое время вел занятия, пришли на работу к нам, в научно-исследовательский институт, и трудятся по сей день — это дорогого стоит! А один из выпускников трудится на нашей кафедре в НГТУ и ведет занятия у студентов так же, как и я. По сравнению с тем периодом времени, в который довелось учиться мне, считаю, образование в России претерпело серьезные изменения. С одной стороны, появились более современные методы обучения с применением информационных технологий, система образования стала более гибкой. Но на мой взгляд не всегда и не везде уделяется должное внимание профориентации молодежи. Личное общение с достойными гражданами нашей страны, нашего города, с людьми, посвятившими свою жизнь интересной работе, не оставит молодых людей равнодушными, заставит задуматься и поможет выбрать правильный путь в жизни и становлении самих себя как ответственных граждан России и нашей малой Родины – Сибири. А формирование и запуск в работу новых национальных Мегапроектов – основных ориентиров и целей развития России – это лишь дело времени, уверен, что не столь уж и далекого!», – отмечает преподаватель НГТУ Дмитрий Смирнов.

Виталий Литке, суперфиналист конкурса «Лидеры России 2020», является директором Челябинского радиотехнического техникума и призером 2016, 2017, 2018 годов областного конкурса «Директор года». С 2009 года Виталий работал преподавателем управленческих дисциплин в Челябинском радиотехническом техникуме, а в 2015 году занял должность директора этого учреждения. Под его руководством в 2016 году техникум приобрел статус опорной и ведущей профессиональной образовательной организации Челябинской области, развивающий инновационные образовательные направления – «Сетевое и системное администрирование», «Веб-дизайн и разработка», «Электроника», «Инженерный дизайн CAD (САПР)», «Программные решения для бизнеса», «ИТ-решения для бизнеса».

В 2018 году техникум успешно реализовал проект с федеральным финансированием по созданию на территории Челябинской области региональной площадки сетевого взаимодействия «Информационные и коммуникационные технологии». В 2019 году техникум стал победителем федерального конкурса по созданию на своей базе «5 мастерских» по направлению «Информационные и коммуникационные технологии» с оснащением материально-технической базы на уровне международных стандартов WorldSkills, общая стоимость всех реализованных федеральных проектов в 2018-2019 годах составила более 60 миллионов рублей. Также Челябинский радиотехнический техникум является многократным призером и победителем различных конкурсов, олимпиад и чемпионатов. По словам директора колледжа, чтобы образовательная организация достигла определенных результатов, ее лидер должен обладать следующими качествами: ориентация на результат, ответственность и пунктуальность, системное мышление, открытость, умение работать в команде, организаторские способности, коммуникабельность и эмпатия, высокая работоспособность, легкая обучаемость и быстрая адаптация к новым условиям.

«Образование в России развивается очень динамично. Благодаря Национальному проекту «Образование», различным федеральным программам эта сфера становится мощным локомотивом развития нашей страны. Ключевая задача, которая выходит на первый план сегодня – это ответить на вопрос: как весь нарастающий человеческий потенциал, подготовленный системой образования, направить на развитие успешных проектов в экономике, в бизнесе и в социальной сфере? Как сделать так, чтобы этот потенциал не угас и действительно трансформировался в успех? Эти задачи уже решаются сегодня, но еще многое предстоит осмыслить и сделать. Тогда мы получим действительно колоссальный успешный прорыв по всем направлениям жизнедеятельности», – высказался Виталий Литке о перспективах российского образования.

Победитель конкурса «Лидеры России 2020», кандидат физико-математических наук, руководитель и исполнитель грантов российских научных фондов Павел Волегов из Перми занимает должность начальника управления науки Пермского национального исследовательского политехнического университета. Павел является победителем конкурса лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2009 году, лауреатом премии Пермского края в области науки II степени за лучшую научную работу в области физико-математических наук в 2014 году и четырехкратным стипендиатом Благотворительного фонда Владимира Потанина.

«В педагогике, как и в науке главная идея – генерация нового знания, открывать то, чего до нас не было, находиться на границе между знанием и незнанием. Поэтому, когда мы работаем в предметной области, связанной с педагогикой, мы понимаем, что мы не просто должны передать знания, мы должны создать систему преобразования этого знания в головах ребят, с которыми мы работаем. И сверхзадача, которая стоит перед любым преподавателем, заключается в том, чтобы его ученики смогли знания не просто воспринимать, но и трансформировать внутри себя и создавать новые», – рассуждает Павел Волегов.

В ПНИПУ ученый разработал и успешно реализовал программу развития научного журнала «Вестник ПНИПУ. Механика» и программу повышения публикационной активности в университете. Как утверждает Павел, публикационная активность сегодня является одним из главных мерил эффективности и деятельности любого исследователя. Университеты сейчас оцениваются в том числе по количеству и качеству публикаций их сотрудников. Для того, чтобы реализовать данную программу, начальник управления науки ПНИПУ предложил комплекс мер, связанный со стимулированием публикационной активности и созданием автоматизированных систем учета. Кроме того, он провел большую работу, связанную с методической поддержкой публикаций – рассказывал коллегам, как создавать публикации, чтобы ее с большей вероятностью приняли в иностранных научных журналах.

«Мир, в котором мы живем, меняется чрезвычайно быстро, и система образования часто не успевает за этими изменениями, поэтому мы понимаем, что тенденции мирового образования заключаются в необходимости заниматься междисциплинарными исследованиями, нужно разрабатывать механизмы обучения людей в течении всей жизни, активно использовать форматы онлайн обучения. Наверное, это те направления изменений, в которых в ближайшие годы будет происходить трансформация российского и мирового образования», – говорит Павел Волегов.

Финалист конкурса «Лидеры России» 2018-2019 гг. Тамара Айбазова из Нальчика занимает должность заместителя руководителя Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта, образования и науки в Кабардино-Балкарской Республике «Антарес».

Центр «Антарес» проводит образовательные смены для детей с 5 по 11 класс по направлениям: спорт, наука и искусство. В центре было проведено уже 12 смен, в которых приняли участие около 500 школьников Кабардино-Балкарии. Гостями, спикерами, лекторами смен стали известные деятели науки, культуры, искусства, которые с удовольствием откликнулись на приглашения и вовлеклись в работу с детьми. Они готовы делиться опытом и рассказывать о том, чем занимаются, подавая пример школьникам.

«Самое ценное для меня — это видеть, как меняются дети после того, как попадают к нам в «Антарес», как заражаются наукой, искусством, желанием развиваться. Понимаю, что наша команда работает не зря. Бесконечно радуюсь, когда ребята достигают успехов», – признается заместитель руководителя регионального центра «Антарес».

Кроме того, Тамара Айбазова принимает участие в мероприятиях, проводимых Общероссийским народным фронтом в Кабардино-Балкарии. Она является координатором проекта «Равные возможности детям», а также участвует в мероприятиях, проводимых Клубом Лидеров «Эльбрус» и коллегами по конкурсу «Лидеры России».

26 сентября Тамара Айбазова совместно с финалистом конкурса «Лидеры России» 2018-2019 гг. Екатериной Борисевич в Гимназии №4 Нальчика организовала мероприятие для школьников Кабардино-Балкарской Республики, вышедших в полуфинал конкурса «Большая перемена». Они пригласили участников конкурса «Лидеры России» в качестве наставников для детей. Лидеры поделились своим опытом участия и секретами успешного выступления. Формат мероприятия был максимально приближен к тому, как проходят конкурсы платформы «Россия – страна возможностей» для взрослых. Сначала ребята прошли этап командообразования, потом приступили к работе над кейсами, выработали и презентовали свои решения кейса «Моя Республика возможностей». Условие было одно – школьники должны предложить такую идею, в реализации которой готовы лично принять участие.

«Надеемся, что это позволило ребятам сформировать крепкую команду, плавно погрузиться в подобную атмосферу, подготовиться и не растеряться на полуфинале конкурса «Большая Перемена»», – заключила организатор мероприятия Тамара Айбазова.

Победитель конкурса «Лидеры России 2020», проректор по развитию Дальневосточного федерального университета Дмитрий Земцов из Владивостока является лидером рабочей группы Национальной технологической инициативы «Кружковое движение».

Кружковое движение НТИ — это всероссийское сообщество технологических энтузиастов. Цель Кружкового движения — сформировать следующее поколение предпринимателей, инженеров, ученых, управленцев, способных задумывать и реализовывать проекты, создавать новые решения и технологические компании, направленные на развитие России и всего мира. Кружковое движение НТИ действует с 2015 года, а к 2020 году движение охватило во всех регионах страны более 200 000 школьников и студентов, увлеченных высокими технологиями. Задача Дмитрия в Кружковом движении НТИ – задавать новые стратегические ориентиры и поддерживать работу команды извне, помогая выстраивать взаимодействие с органами власти, лицами, принимающими решение на разных уровнях и партнерами.

В 2018 году проректор был награжден благодарственным письмом Президента РФ Владимира Путина за организацию первого всероссийского форума «Наставник», направленного на развитие профессиональной среды наставничества. Участниками мероприятий стали тысячи человек, вовлеченных в практики наставничества.

В Дальневосточном федеральном университете Дмитрий Земцов занимает должность проректора по развитию, и фронт этой работы достаточно широкий: от продвижения университета в международных рейтингах и укрепления его академической репутации до выстраивания коммуникаций внутри вуза и реализации проектов. Среди самых знаковых достижений университета за последнее время – вхождение ДВФУ в ТОП-500 лучших вузов мира по версии рейтинга QS. По итогам прошлого учебного года университет продемонстрировал лучший результат в престижном международном рейтинге с 2013 года.

«Недавно Председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин утвердил Национальную программу развития Дальнего Востока. Значение этого документа для университета невозможно переоценить. Принятые в программе решения станут мощным толчком для развития университета на годы вперед. Безусловно, эти и другие достижения университета – заслуга всей сплоченной команды ректора ДВФУ Никиты Анисимова, сотрудников, преподавателей и студентов университета. Но я испытываю большую гордость оттого, что мне выпала возможность принимать непосредственное участие в этих исторических процессах», – подчеркивает проректор ДВФУ.

Обсуждая перспективы российского образования, Дмитрий Земцов считает, что за ближайшее десятилетие сформируется новый общественный договор об образовании, совмещающий разные модели (условно говоря, «образование-1» и «образование-2»). «Образование-1» сконцентрирует в себе умение формировать ядро мышления человека. Фокусом внимания «образования-2» станут «практики будущего»: связанные между собой новые технологии, экономические принципы и социальные нормы, на которых базируются новые рынки и «новые профессии».

«Такие элементы «образования-2» разрабатываются в рамках Кружкового движения Национальной технологической инициативы. Мы претендуем на то, чтобы сформировать в 20-е годы российское сообщество технологических энтузиастов, действующее в логике «образования-2». Уже сегодня через наше сообщество школьники и студенты получают доступ к современному технологическому пакету: решают задачи обработки «больших данных» с помощью искусственного интеллекта, осваивают новые производственные технологии, создают системы беспилотного транспорта и умные энергетические сети. Думаю, что в 20-е года XXI века образование вернет себе право ставить большие вопросы, формировать будущее, и произойдет это благодаря сообществам и кружкам», – рассказал Дмитрий Земцов.