Лидеры России
12 НОЯБРЯ 2020
Научные открытия и разработки победителей и суперфиналистов конкурса «Лидеры России 2020»
С 9 ноября 2020 года проходит Международная неделя науки и мира. Впервые она проводилась в 1986 году в рамках Международного года мира. В декабре 1988 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, которая официально обозначила сроки проведения Международной недели науки и мира – она проводится ежегодно в течение недели, на которую приходится 11 ноября. Из 300 суперфиналистов конкурса «Лидеры России 2020» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» – 8 докторов наук и 47 кандидатов. Кроме того, 16 участников соревнования имеют степень MBA, а 72 конкурсанта получили два и более высших образования.

Лидеры России совершают научные открытия, регистрируют патенты на уникальные изобретения, благодаря их разработкам модернизируются производства, увеличивается добыча полезных ископаемых – суперфиналисты и победители поделились мнениями, как сейчас развивается высшее образование и какие разработки позволят России войти в топ-10 ведущих стран мира по объему научных исследований.

Победитель специализации «Наука» и суперфиналист конкурса «Лидеры России 2020», руководитель направления Блока ЗГД по стратегии АО «Русатом инфраструктурные решения» (ГК «Росатом»), по совместительству научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной физики имени А.И. Алиханова и Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», ведущий инженер кафедры №60 («Физика экстремальных состояний вещества») Лаборатории атомно-масштабных исследований конденсированных сред НИЯУ МИФИ Андрей Алеев из Москвы имеет более 70 публикаций, в 2013 году вместе с командой разработал и запустил научную установку – атомно-зондовой микроскоп c лазерным испарением ПАЗЛ-3D. Этот тип микроскопа является уникальным для России. В нем применяются современные системы обработки информации, благодаря которым удается собирать данные о 3-х мерной атомарной структуре материалов в 100 раз быстрее по сравнению с предыдущим поколением приборов. С помощью этого микроскопа были исследованы десятки сталей и различных сплавов. Сейчас Андрей работает над новым проектом по усовершенствованию прибора, аналогов которому не будет в мире.

Помимо научной деятельности суперфиналист в качестве волонтера встречается со школьниками и рассказывает им о роли точных наук в развитии страны.

«Мне, наверно, повезло, и я встречал очень много эрудированных, ярких, интересующихся школьников. Если судить по ним, то к среднему образованию вопросов нет. А вот как преподаватель и научный руководитель студентов и аспирантов могу сказать, что процент талантливых и компетентных выпускников вузов меньше. В то же время последние инициативы по трансформации высшей школы выглядят разумными и целесообразными. От работы бизнеса, ВУЗов и НИИ, на мой взгляд, очень сильно зависят как престижность профессии ученого, так и перспективность выбора соответствующего направления. Перспективы, несомненно, есть, но все «простые» решения описаны в учебниках, а то, что создается сейчас, еще только предстоит описать», – высказался Андрей Алеев о перспективах развития высшего образования в России.

Победитель конкурса «Лидеры России 2020», главный врач БУ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница» Министерства здравоохранения Чувашской республики, кандидат медицинских наук Дмитрий Арсютов из Чебоксар имеет 7 патентов на изобретения и более 80 опубликованных научных работ.

Дмитрий в соавторстве с профессором, доктором медицинских наук Николаем Паштаевым создал изобретения и способы хирургического лечения, большинство из которых посвящены проблемам сетчатки глаза (прогрессирующей миопии, отслойки и дистрофии сетчатки) и проблемам прогрессирующей близорукости.

Как утверждает главный врач офтальмологической больницы, сегодня близорукость крайне распространена. Поэтому по его инициативе в Чувашии создан проект «Здоровое зрение», цель которого – глобальное воздействие на проблему близорукости, возникающей особенно среди детей из-за напряжения глаз во время использования гаджетов. В школах создаются и оснащаются приборами пункты охраны зрения, позволяющие детям, не выходя за пределы учебного учреждения, получить своевременно под контролем профессионалов профилактическое лечение с помощью специальных аппаратов.

На сегодняшний день такая практика одна из немногих в стране, в Чувашии оснащены 27 школ и 1 детский сад. За 2 года проект «Здоровое зрение» достиг серьезных результатов – 20% детей, у которых были симптомы близорукости, получили лечение и смогли избежать заболевания. Следующий этап развития проекта – открытие к 2024 году полноценных кабинетов охраны зрения детей во всех медицинских центрах в республике Чувашия. В настоящее время уже оборудовано 9 кабинетов.

О своей трудовой деятельности Дмитрий Арсютов говорит, что рад совмещать сразу несколько аспектов. Помимо должности главного врача он является практикующим хирургом, и в год выполняет более 500 операций на переднем и заднем отрезках глаза.

«Эта работа позволяет мне развиваться и оставаться на «гребне» современной клинической науки в офтальмологии», – подчеркивает врач.

Также победитель конкурса «Лидеры России 2020» является доцентом кафедры офтальмологии и отоларингологии Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, работает со студентами уже более 10 лет, курирует ординаторов и привлекает выпускников в свою специальность. Ежегодно у Дмитрия Арсютова обучается 10-15 молодых докторов-офтальмологов.

«На сегодняшний день Чувашия является регионом, где кадровый дефицит в офтальмологии один из самых низких в России. Сейчас есть всего 2 вакантных места на Республику, остальные места «забронированы» ординаторами, которые учатся на целевом направлении в ЧГУ им. И. Н. Ульянова. Наши знания и научный опыт, интеграция образовательного процесса с клиническим позволяет быстро и эффективно готовить молодые кадры. Моя многофункциональность в плане организационной, клинической и научной деятельности позволяет все объединить в одно – вывести все в русло качественной подготовки специалистов. Участие в хирургии, конференциях, работа с больными позволяют моим студентам достигать результатов. Я беру своих учеников на операции, чтобы они вживую увидели процесс и пообщались с другими врачами. Они заряжаются энергией, интересуются профессией, а после окончания ВУЗа приходят работать к нам», – поделился главный врач БУ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница» Министерства здравоохранения Чувашской республики Дмитрий Арсютов.

Суперфиналист конкурса «Лидеры России 2020», начальник управления новых активов ООО «Газпромнефть Научно-Технический Центр» Игорь Коваленко из Тюмени является изобретателем метода интерпретации данных гидродинамических исследований скважин. Он разработал специальный алгоритм, позволяющий оперативно, без длительных исследований, анализировать поступающие данные со скважин с многостадийным гидроразрывом пласта, используемых для разработки низкопроницаемых коллекторов нефти и газа, в международной классификации обозначаемых как «unconventional resources». Какие-либо аналоги в мире на сегодняшний день отсутствуют. Игорь Коваленко запатентовал данный метод и сейчас на его основе запускает технологический проект в ПАО «Газпром нефть» под названием «FAST» (fracture analysis and simulation technology).

Также суперфиналист является соавтором изобретения «Способ разработки водоплавающих нефтяных оторочек с массивными газовыми шапками с помощью использования латеральных многозабойных скважин», готовит к регистрации в формате патента еще одно изобретение – «Способ и система моделирования трещин гидроразрыва пласта бесконечно-конечной проводимости и поперечно-продольного расположения относительно горизонтального ствола скважины». На эту тему суперфиналист написал 3 профессиональные книги: «Гидродинамические исследования горизонтальных скважин с многостадийным гидроразрывом пласта при разработке низкопроницаемых коллекторов», «Разработка низкопроницаемых коллекторов нефти и газа горизонтальными скважинами с многостадийным гидроразрывом пласта» и третья книга на английском языке: «Well testing and simulation modeling of low-permeable hydrocarbon reservoir development by horizontal wells with multistage hydraulic fracturing».

Игорь Коваленко является доцентом кафедры «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» и преподает в Тюменском Индустриальном Университете дисциплины «Разработка нефтяных и газовых месторождений», «Гидродинамическое моделирование» и «Гидродинамические исследования», а также ведет внутренние курсы в ПАО «Газпром нефть» на тему управления разработкой месторождений. Является автором более 30-ти научных работ в области геолого-гидродинамического моделирования разработки месторождений нефти и газа, 2-х патентов на изобретения и 2-х свидетельств на регистрацию специализированного программного обеспечения.

По мнению Игоря Коваленко, в системе образования определенно нужны структурные изменения.

«Я вижу необходимость организации нового трехстороннего сотрудничества «государство-образование-бизнес», где финансирование образования с одновременным увеличением должно получить бизнес ориентированность через условную «покупку мозгов». То есть, необходимо постепенно дать большую возможность бизнесу формировать запрос к системе образования через согласовательное финансирование от государства. После введения таких организационных изменений ждать появления новых современных направлений в образовании и бума инноваций долго не придется», – считает Игорь Коваленко.

Суперфиналист конкурса «Лидеры России 2020», кандидат технических наук, генеральный директор ООО «Нижегороднефтегазпроект» Станислав Кондауров разработал «Способ осушки и очистки природных газов от углеводородов C6+», основанный на применении модифицированных адсорбентов отечественного производства. Данный метод был запатентован в 2012 году и внедрен в газовой промышленности взамен импортных аналогов на значимых производственных объектах в России – экспортные газопроводы «Голубой поток» (УПГТ КС «Краснодарская») и «Северный поток» (УПГТ КС «Портовая»). Сейчас совместно с партнерами изобретатель ведет разработку программного обеспечения для технологического проектирования объектов нефтегазовой и нефтехимической промышленности.

В своей работе суперфиналист использует принцип: «Развивая бизнес, развивай людей». В рамках внутреннего обучения руководителей в компании он проводит мастер-классы, делится своим опытом и советует «учиться у лидеров». По мнению Станислава, самые важные навыки, которые должны быть у лидера – это инициативность, ответственность, целеустремленность и умение поддержать командный дух. За 4 года он сам сделал существенный прорыв по карьерной лестнице: от научного сотрудника до заместителя генерального директора по проектированию с количеством подчиненных в 350 человек, а затем стал уже и генеральным директором. Помимо профильных мастер-классов в компании Станислав читал лекции на курсах МВА в РГУ «Нефти и газа им. И.М.Губкина».

«На мой взгляд, системе высшего образования в РФ требуется коренная модернизация, базисом которой должен являться принцип «практико–ориентированности высшего образования», который позволит достигнуть мультипликативного эффекта для всех отраслей экономики страны», – комментирует Станислав Кондауров.

Победитель конкурса «Лидеры России 2020», доцент кафедры теплоэнергетики и теплотехники Кубанского государственного технологического университета Валентин Шапошников из Краснодара является кандидатом технических наук, обладателем 1 патента на изобретение, 6 патентов на полезные модели и 1 гранта.

В конкурсе «Лидеры России» Валентин участвует уже второй раз. В 2019 году в полуфинале он познакомился с инженером-теплоэнергетиком, который занимался проектированием энергетических котлов.

«В перерыве мы разговорились и выяснилось, что мы – коллеги. В последствии он научил меня определенным навыкам работы при создании математических моделей схем тепловых электрических станций. С учетом этого я подавал заявку на грант и сейчас провожу исследования. Так что в какой-то степени участие в конкурсе «Лидеры России» помогло мне продвинуться в научных исследованиях», – признается победитель третьего сезона конкурса.

В 2020 году Валентин Шапошников победил также в конкурсе на право получения грантов Президента Российской Федерации. Конкурс направлен на поддержку молодых кандидатов наук, разрабатывающих научные темы, которые могут привести их к докторской диссертации. Тема проекта Валентина: «Разработка и исследование новых энергоэффективных схем совместной работы турбоагрегатов паросилового блока и паротурбинной части парогазовой установки». Ученый участвовал в заявочной компании четвертый раз. Только после трех неудачных попыток ему удалось выиграть грант. За это время он привлек к научному направлению двух аспирантов и сформировал план исследований. Секрет успеха, считает Валентин, в упорстве и высокой работоспособности.

Помимо 1 патента на изобретение «Тепловая электрическая станция» и 6 патентов на полезные модели, у победителя конкурса «Лидеры России 2020» также есть более 30 научных публикаций. Но по-настоящему он гордится самым первым своим изобретением: «Оно стало ключом от новой темы исследований, которой посвящена тематика гранта. И, на мой взгляд, это изобретение имеет все шансы быть внедренным на тепловых электрических станциях в самом ближайшем будущем».

Для своих студентов к новому учебному году доцент кафедры теплоэнергетики и теплотехники Кубанского государственного технологического университета Валентин Шапошников подготовил ряд полезных сюрпризов.

«Я вижу перспективы и стараюсь их максимально приближать. Я считаю, что будущее образования в частичной цифровизации. В нашем вузе это называется ЭОР – электронный образовательный ресурс. Это интернет-ресурс, на котором выложен курс лекций, практических и лабораторных занятий. Я разработал такой ресурс по одной из своих дисциплин и протестировал эту систему. Особенно в период дистанционной работы ЭОР очень полезен. Также я с коллегами разработал уникальный обучающий компьютерный тренажер «Виртуальная котельная», который позволит студентам изучить конструкцию, основы автоматизации и принципы эксплуатации водогрейных котельных. Безусловно, университет не должен уходить на 100% в сеть. Но такие вещи, как разработка сопровождающих цифровых образовательных ресурсов, просто необходимы современному студенту», – подытожил беседу победитель конкурса «Лидеры России 2020» Валентин Шапошников.

Суперфиналист конкурса «Лидеры России 2020», преподаватель кафедры экономики, финансов и природопользования, а также эксперт инновационно-технологического центра Южно-Российского института управления – филиала РАНХиГС Артем Агаджанян из Ростова-на-Дону создал два мобильных приложения.

Первое приложение «FoodPoint» позволяет осуществлять предварительный заказ и приобретать абонементы на еду и напитки в заведениях города. Идея создать это приложение, как рассказывает автор, появилась не случайно – цифровые технологии и гаджеты все больше проникают в современную жизнь, и сейчас доставка из кафе и ресторанов – привычное дело. Артем решил попробовать необычную модель, при которой ты сам себе являешься «доставщиком» еды и напитков, сам рассчитываешь, когда и где удобно забрать заказ. Пилотный запуск приложения был проведен с участием более 500 пользователей, и сейчас приложение можно скачать на смартфон. По словам суперфиналиста, со своей командой он смотрит вперед с оптимизмом и продумывает различные варианты сотрудничества с заведениями и расширения функциональности для пользователей.

Идея для второго приложения возникла спонтанно во время прогулок по Ростову-на-Дону. Артем Агаджанян захотел познакомить жителей и туристов с историей города и создал «iStep» – персональный гид в смартфоне по интересным местам южной столицы, в котором пользователь в формате квест-экскурсий разгадывает интерактивные загадки и отправляется на поиски достопримечательностей. Приложение уникально тем, что в квестах используются технологии виртуальной и дополненной реальностей, благодаря чему воссоздаются некоторые исторические объекты. На данный момент у приложения более 1000 пользователей, и в настоящее время внедряются новые бизнес-модели, которые позволят улучшить программу.

С 2016 года Артем Агаджанян активно занимается общественной деятельностью и руководит региональным социальным проектом «Волонтеры информационного общества», который реализуется Южно-Российским институтом управления - филиалом РАНХиГС при поддержке Правительства Ростовской области. В рамках проекта ежегодно студенты-волонтеры на безвозмездной основе проводят обучающие мероприятия по повышению компьютерной грамотности жителей пожилого возраста. Студенты учат людей старшего возраста пользоваться персональным компьютером, искать интересующую информацию в Интернете, работать с электронной почтой и социальными Интернет-ресурсами. За время реализации программы обучение прошли уже более 400 человек старшего поколения, более 70 студентов стали «волонтерами информационного общества». Проект представляет особую ценность для студентов-волонтеров – они проходят специальную подготовку и приобщаются к полезному делу. Видя горящие глаза слушателей, получая огромное количество благодарностей от них, молодежь переосмысливает многие ценности, по-другому начинает относиться к окружающим людям и миру и вступает в ряды тех, кто не представляет свою жизнь без совершения добрых дел.

Сейчас Артем Агаджанян также является преподавателем кафедры экономики, финансов и природопользования в Южно-Российском институте управления-филиале РАНХиГС. По его мнению, экономика, как сфера жизнедеятельности, стремительно развивается, и огромное влияние на это оказывает внедрение цифровых технологий: «На мой взгляд, развитие экономического направления будет осуществляться в первую очередь с формированием индивидуальных образовательных траекторий на стыке с другими отраслями, в частности с «цифровыми» направлениями. И сейчас очень важно, чтобы профессорско-преподавательский состав помимо экономических знаний и практического опыта обладал компетенциями и в смежных отраслях, что позволит вывести экономические программы на качественно новый уровень».